Русиньол Пратс


Русиньол Пратс
, Сантьяго (Rusinol Pratz, Santiago) 1861, Барселона — 1931, Аранхуэс. Испанский живописец, рисовальщик, писатель, драматург, публицист. Выходец из богатой семьи каталонского коммерсанта. Вел независимую жизнь, тяготел к миру искусства и художественной богемы. Жил и работал в Барселоне, Сиджесе, Аранхуэсе и преимущественно в Париже, где сблизился с выдающимися деятелями французской культуры (Э. Золя, А. Доде), в 1890 встретил Р. Касаса и французского критика Мишеля Утрилло, сотрудничество с которыми способствовало открытию в Барселоне в подражание парижскому кафе "Ша нуар" кафе "Элс Куатр Гатс" ("Четыре кота"), ставшего центром объединения художественного авангарда в искусстве Каталонии. Купив просторный рыбацкий дом на побережье Сиджеса, Росалес превратил его в уникальный музей своих коллекций, среди которых особая роль помимо картин, скульптуры, керамики и мебели принадлежала старинным изделиям из кованого железа, поэтому дом получил название Кау Феррат (Железное гнездо). В 1929 дом со всей коллекцией, в том числе с картинами Эль Греко, к которому Росалес одним из первых в Испании привлек широкое внимание общественности, был завещан мастером городу Сиджесу и в 1933 стал государственным общедоступным музеем. По инициативе Русиньола и его друзей Р. Касаса и М. Утрилло, в Сиджесе происходили праздники нового искусства, пользовавшиеся известностью и за пределами Каталонии. Деятельная, творчески одаренная личность Русиньола проявилась в его литературных трудах (водевили, автобиографическая повесть Радости сеньора Эстеви) и особенно в живописи. Не получив академического образования, он учился в Барселоне в частной живописной школе. Испытал влияние искусства модерна, а во время длительного пребывания в Париже — французского импрессионизма. Писал портреты и пейзажи, большинство которых не датировано и находится в Барселоне в Музее современного искусства. Произведения: два портрета М. Утрилло (ок. 1890, 1891), Портрет Луиса Кера в саду (1889), Портрет мальчика-мастерового (1993), Мост над рекой, Вид порта, Монмартр (1890—1891), Романс (1893—1894). Русиньол тяготел к созданию ясных уравновешенных, спокойных образов, к изображению четко организованного, уходящего в глубину пространства, что отличает его картины нач. 1890-х с изображениями интерьеров с одиночными женскими фигурами (Лаборатория в Ла Галетте, Интерьер в Сиджесе, Белая галерея). Схожие пространственные задачи мастер решал в картинах, связанных с его интересом к образу старинного парка, ухоженного старого сада. Его лучшие полотна — Сад Аранхуэса (1911), Сады Хенералифе, Сад в горах, Патио — проникнуты чувством покоя и гармонии.
Лит.: Exposicion Centenario Santiago Rusinol. 1861—1931.
Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.